ИСТОРИЯ ИСКУССТВА: ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ

 

В эпоху переселения народов и образования варварских государств (франков, вестготов, ост­готов, кельтов и др.) в Западной и Центральной Европе совершался процесс взаимопроникновения античной и варварской культур. В отличие от ан­тичной основы византийского искусства в ис­кусстве Западной и Центральной Европы с 5 в. на первый план выступили «варварские» фольклорные элементы. Исполненные экспрессии и острой наивной выразительности, орнаменталь­ные мотивы «звериного стиля», птиц, зверей, различных чудовищ, демонов как бы воплощали жизненные силы молодой культуры.

Плодотворное воздействие на формирование искусства Западной Европы оказало искусство христианского Египта, народов Передней Азии. Вместе с унаследованным от поздней античности христи­анством, западноевропейское средневековье восприняло и многие художественные формы, и иконографию, в которой утверждался образ страдающего, но возвеличенного человека — Христа.

Средневековое искусство Западной и Цент­ральной Европы в своем десятивековом разви­тии прошло три этапа: дороманский (сер. 5—10 вв.), романский (11—12 вв.) и готический (конец 12—14 вв.). В некоторых регионах готическое искусство в 15—16 вв. («пламенею­щая готика») сосуществовало с искусством Ре­нессанса. В дороманский период начинали складываться основные принципы сред­невекового искусства. В искусстве Каролингско­го Возрождения (8—9 вв.) наметилась нацио­нальная стилевая общность, возродился интерес к античности, и вместе с тем отмечалось тяготе­ние к религиозной одухотворенности образов. В искусстве Оттоновской империи (10 в.) утверждались торжественная застылость форм, замкнутость композиции, плоскостность и жесткая графичность решений, увлечение варварским велико­лепием — черты, подготовившие романский стиль. Этот термин применяется к ис­кусству 11—12 вв. Он условен и возник в первой половине 19 в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. Роман­ский период — время возникновения общеевро­пейского монументального стиля средневековой архитектуры, скульптуры и живописи в эпоху наивысшего развития феодализма, когда власть светских и духовных феодалов достигла наибольшей силы.

Романское искусство Западной Европы было преимущественно религиозным, так же, как и мировоззрение феодального общества. Романская архитектура поражает мощью, скульптура — мятущимся духом. В повышен­ной экспрессии чувств ощущаются традиции варварского искусства, бурный и грозный харак­тер эпохи.

В формировании средневековой художествен­ной культуры огромное значение имело народ­ное творчество. Влияние его сказывалось в монументальных формах архитектуры, в интер­претации библейских и евангельских сюжетов, во влечении к фантастике. Ведущим видом романского ис­кусства была архитектура. Она возникла еще в ис­кусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания эпохи Каролингов — при­дворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде.

 

 

Средоточием жизни в раннем средневековье были замки феодалов, церкви и монастыри. В стихий­но возникших городах архитектура лишь за­рождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,— выражает характер эпохи феодальных войн. Замок с подъемным мостом и укреп­ленным порталом был окружен рвом, монолит­ными каменными стенами, увенчанными зубца­ми, башнями и бойницами. Ядро крепости со­ставляла массивная круглая или четырехуголь­ная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными пост­ройками. Опыт строительства замков был впоследст­вии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и горо­да-крепости. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 вв. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались тре­бования обороны, трезвый учет особенностей местности и т. д. Грузная башня старого донжо­на в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв.), аббатство Мон Сен Мишель д’Эгиль больше других сохранили первоначальный облик. Композиционным центром монастыря в горо­де обычно был храм — самое значительное со­здание романской архитектуры. Он чаще всего развивает унаследованную от римлян базиликальную форму. В плане — это латин­ский крест. Он образуется от пересечения про­дольных залов, нефов (их бывает три или пять: высокий — центральный и боковые более низ­кие), поперечными — трансептами (иногда трехнефными). Центральный неф завершался на востоке здания алтарным полукружьем. Вход решен в виде монументаль­ного портала с врезанными в толщи стен умень­шающимися в перспективе полуциркульными арками. Для романских храмов характерны под­земные сводчатые помещения — крипты. Рас­положенные под алтарем, они использовались для хранения реликвий и для погребения.

Особенности романской архитектуры обуслов­лены применением сводчатых перекрытий, ко­торые по мере развития строительной техники заменили ранние плоские. Воздвигались прос­тейшие полуциркульные, а также крестовые своды, известные еще римлянам. Тяжесть камен­ного свода (толщина его в отдельных случаях доходила до двух метров), его давление вниз на опоры и боковой распор потребовали утолщения стен, замены колонн тяжелыми массивными столбами. Зодчие стремились облегчить давле­ние свода, поднять центральный неф над боко­выми и осветить его окнами. Устойчивость кон­струкции при значительном размере здания достигалась с помощью более легких сводов, на­грузка которых ложилась не на длину стен, а сосредоточивалась в определенных узлах. Полу­циркульный свод укреплялся равномерно рас­положенными подпружными арками, которые принимали основную нагрузку. Они опирались на столбы, сопротивление которых нагрузке усиливалось возведенными снаружи массивны­ми контрфорсами.

С введением крестового свода, образованного пересечением двух одинаковых по диаметру ча­стей полуцилиндрических сводов, нагрузка передавалась через диагональные ребра на четыре столба, расположенные в углах квадратного ос­нования. Квадратные в плане, крестовые своды ритмично делили пространство центрального нефа на равные части. Перекрытие нефов крес­товыми сводами приводило к тому, что направ­ленные в противоположные стороны силы рас­пора частично нейтрализовались. Опорой стано­вилась не вся стена, а лишь толстые столбы, поддерживавшие арки свода.

Внутреннее пространство в романском соборе играет большую роль, чем в римской архитектуре. В одном и том же здании могли уживаться сво­ды различных конструкций; романские колонны не имели устойчивых типов ордеров. Пропорции и формы капителей разнообразны, декор их не имеет аналогий в истории архитектуры. В ран­ний период капители, по форме близкие к усе­ченной пирамиде, обычно покрывались орна­ментом со стилизованными мотивами растений и фантастических животных. В эпоху зрелости стиля часто применялась скульптурная капи­тель с изображением фигур святых.

Наружный вид романского собора суров, прост и ясен. Он воздействует материальностью, весомостью, конструктивной логикой и членени­ями объемов, четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, мощ­ный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхо­да — над капеллами, над ними — главная апси­да. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Памятники романского стиля рас­сеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции. Примером служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв) .

Особое место в строительстве боль­ших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Воздвигнутые здесь соборы отличаются грандиозностью массивных четких кубических объемов, обилием тяжелых башен, более динамичными силуэтами. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Это в значительной мере обусловлено раздробленностью Италии и тяготением ее отдельных областей к культуре Византии. В архитектуре Тосканы античная тра­диция проявилась в законченности и гармонич­ной ясности форм, в праздничности облика ве­личественного ансамбля в Пизе. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1.118), баптистерий (крещальня, 1153 г.— 14 в.), наклонная колокольня — кампанила (начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв.) и кладбище Кампо-Санто.

В убранстве интерьера романского храма, так же как в храмах эпохи Каролингов, большое ме­сто принадлежало фреске (цикл фресок церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуату (конец 11 — нач. 12 в.). Новым явлением были витражи (вид живописи из цветных ку­сочков стекла, соединенных свинцовым карка­сом и заключенных в бронзовые, мраморные или деревянные рамы), которые заполняли оконные проемы апсиды и капелл и получили особое развитие в эпоху готики. О светской живописи можно судить по так называемому ковру из Байе (11 в., Париж, Байе, собор), в котором прослеживается другая осо­бенность романской живописи — реалистические тенденции. На плотном ковре (70 м в длину и 50 см в ширину) цветной шерстью вышиты эпизоды завоевания Англии норманнами в1066 г. Шпа­леры и вышитые ковры в убранстве интерьеров играли не только утилитарную, но идекоратив­ную роль, они украшали парадные и жилые по­кои, в праздничные дни — стены храмов. Заме­няя настенные росписи, они сообщали средневековым интерьерам нарядный вид.

Разнообразна достигшая расцвета во Франции романская миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники. К замечательным образцам романской миниа­тюры линеарно-плоскостного стиля относятся написанные плотным, ярким, густым цветом миниатюры «Апокалипсиса» из Сен-Севера (между 1028 и 1072 гг., Париж, Национальная библиотека).

Монументальная скульптура (особенно рельеф) получает большое распространение и около 1100 г. вступает в полосу расцвета. Остат­ки языческих верований варваров, обращение церкви к религиозной «проповеди в камне», необходимость устрашать отступников вызвали к жизни грандиозные монументально-декоративные комплексы романских соборов, выполнен­ные в рельефе ичасто расписанные красками. Капитель из церкви Клюни (1109—1113, Франция, Клюни, музей) решена в виде группы Адама и Евы. Фигуры с большими головами архаичны, но крепкая моделировка объемов, безыскусность жестов и мимики сообщают им своеобразную выразительность. Религиозный сюжет в романской скульптуре часто сочетается с наивным реализмом исполнения, с развитым повествовательным началом. В рельефах брон­зовых дверей собора св. Михаила в Гильдесгейме (1008—1015, Германия) биб­лейские легенды передаются как связный рас­сказ.

В романской пластике встречается сочетание возвышенного и повседневного, грубо-телесного и отвлеченно-умозрительного, героического и комически-гротескного. В тимпане собора Сен-Лазар в Отене (1130—1140) в сцене «Страшного суда» рядом с грозным и величест­венным образом Христа изображен почти гро­тескный эпизод взвешивания добрых и злых дел. В бургундской школе появляются и более человечные, поэтично-прекрасные образы.

Наибольшее развитие скульптура получила во Франции и Германии. Для Франции харак­терна связанная с оформлением стен монументальная скульптура из камня. В Германии крупная и мелкая пластика из бронзы и дерева была сосредоточена внутри храма. Романская скульптура достигла расцвета в середине 12 в. В школе ваятелей провинции Иль-де-Франс (северо-восток Франции) синтезировалось все лучшее, что было создано французскими мастерами этого периода. Единство и стройность замысла, просветленная гармоничность образов отличают скульптуру западного Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре (ок. 1135—-1155 гг.).

Готическое искусство представляет следую­щую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин. Готика — более зрелый стиль искусства сред­невековья, чем романский. Он поражает един­ством и целостностью художественных проявле­ний во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило в свой круг всю сумму средневековых представле­ний и переживаний. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человече­ским чувствам, к остро индивидуальному, к кра­соте реального мира подготовили расцвет искусства Возрождения.

Между романским и готическим стилем труд­но провести четкую хронологическую границу. 12 в.— время расцвета романского стиля; вме­сте с тем появляются новые формы, положившие начало готике (ранняя готика). Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в 13 в. Угасание сти­ля приходится на 14 и 15 вв. (“пламенеющая готика”).

В разных странах готический стиль имеет своеобразные черты. Однако это не отрицает его общности и внутреннего единства. Во Фран­ции — на родине готики — произведения этого стиля характеризуются ясностью пропорций, чувством меры, четкостью, изяществом форм. В Англии они отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью архитектурного деко­ра. В Германии готика получила более отвле­ченный, мистический, но страстный по выраже­нию характер. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искус­ства, привнесенного арабами. В Италию, где расцвет городов к концу 13 в. создал благопри­ятную почву для возникновения культуры Проторенессанса, проникли лишь отдельные, пре­имущественно декоративные элементы готики, не противоречащие принципам романской ар­хитектуры. Но в 14 в. готика распространилась в Италии повсеместно. Пламенеющая готика до­стигла своего высшего завершения в Миланском соборе (конец 14—15 вв., достроен в нач. 19 в.).

Грандиозные готические соборы резко отличались от мона­стырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно де­корированы. Их формы поражали динамично­стью, легкостью и живописностью. Готический собор, по сравнению с романским,— новая ступень в развитии базиликального типа постройки. Главное отличие готического собора — устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрель­чатые своды, прорезанные сетью выступающих ребер-нервюр (выложенных из камня), внут­ренние (колонны, столбы) и внешние (контр­форсы) опоры. Усилия зодчих были направлены к тому, чтобы выделить и укрепить основ­ной, несущий скелет здания и до предела облег­чить сводчатые перекрытия. С этой целью было изменено распределение сил тяжести и распора сводов. Главный неф делился теперь на ряд прямоугольных в плане отрезков. Каждый из них перекрывался перекрещивавшимися стрельчатыми арками. Форма стрельчатой арки уменьшала распор свода. Облегчению его веса способствовала сеть нервюр, расчленявшая свод на небольшие отрезки, заполненные более тон­кими, чем прежде, оболочками свода.

Снизу нагрузку нервюрного свода принимали мощные столбы. На каждый столб приходилось несколько нервюр, сходящихся в пучок; их тя­жесть принимали на себя служебные колонки, окружающие столб. Большая часть бокового распора и часть его вертикального давления переносились на вынесенные наружу контрфор­сы — столбы-пилоны с помощью аркбутанов (открытых опорных полуарок). Аркбутаны пе­ребрасывались через крыши боковых нефов к основанию сводов центрального нефа.

Все это дало возможность перекрывать широ­кие пролеты и различные по форме отрезки пространства, а также поднять свод на головокру­жительную высоту. Храм наполнился светом. Стена, освобожденная от опорных функций, прорезывалась большими стрельчатыми окнами, нишами, галереями, порталами, облегчавшими ее массу и связывавшими интерьер храма с окружающим пространством.

Характерная особенность готической архитек­туры — арка стрельчатой формы, определяю­щая во многом внутренний и внешний облик готических зданий. Наиболее вер­ное представление о первоначальном облике французских готических храмов дает Шартрский собор. Реймский собор (зало­жен в 1211 г.; закончен в 15 в.) — место коронования французских королей — воплотил национальный творческий гений Франции. По сравнению с собором Парижской богома­тери все формы западного фасада Реймского собора стройнее; пропорции фиалов, порталов удлинены, стрельчатые арки заострены. Архитектурно-скульптурные декора­ции собора пронизаны единым ритмом и вос­принимаются как завершенное целое, как выра­жение высшего порядка, как некий идеальный, поражающий многосложностью мир.

В Амьенском соборе наиболее полно выразил­ся расцвет готической архитектуры Франции. В то время как Реймский собор впечатляет внешним обликом, в котором ведущее значение приобрела скульптура, Амьенский собор восхи­щает своим интерьером — легким, огромным, свободным внутренним пространством. Осве­щенный витражами, он был теплым и лучезар­ным. В Амьенском соборе появляются и черты пламенеющей готики. Классическое равновесие пропорций нарушается, утрачивается соразмерность частей.

Во второй половине 13—14 вв. еще продол­жают достраивать начатые соборы, но типич­ным становится строительство небольших ка­пелл по заказу гильдий или частных лиц. Чудесное создание развитой французской го­тики — двухэтажная королевская Святая капел­ла (Сент-Шапель, 1243—1248), выстроенная на острове Сите в Париже при Людовике IX. Она отличается безукоризненным изяществом об­щей композиции и совершенством всех пропор­ций. В ее верхней церкви стены полностью заменены высокими (15 м) окнами, заполняю­щими простенки между тонкими опорами сво­дов. Изумительный эффект создают сияющие многоцветные пурпурно-алые витражи. Западный фасад украшен прорезывающей его во всю ширину розой, исполненной в 15 в. К выдающимся памятникам 13 в. относится аб­батство Мон Сен-Мишель.

Готический стиль в Германии раз­вивался на основе художественного опыта фран­цузов, ярко выраженного в синтетическом типе северных французских соборов. Однако немец­кое искусство не обладало цельностью и един­ством французской готики. Драматизм, экспрессив­ность, отличавшие немецкую готику, сочетались в архитектуре с сохранявшимися романскими традициями. Планы соборов просты, большей частью в них отсутствуют обходной хор и венец капелл. Во внешнем облике здания присущая готике устремленность вверх получила предель­ное выражение. Часто встречался тип однобашенного собора, напоминающего гигантский кристалл. Фрейбургский собор (ок. 1200 г.— конец 15 в.) с мощной башней фасада, завершающейся ажурным шатром из каменных брусьев, с невысоким интерь­ером производит мрачное впечатление. Гран­диозный пятинефный Кельнский собор (1248— 1880) построен по типу Амьенского.

Развитая политическая жизнь и ра­стущее самосознание горожан получили отражение в строительстве монументальных ратуш. Особенно богата памятниками свет­ской архитектуры Италия. Своеобразный облик центральной площади Святого Марка в Вене­ции во многом определяет архитектура обшир­ного по размерам дворца Дожей (14—15 вв.). Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Черты крепостной романской архитектуры сохраняет грандиозное палаццо делла Синьо­рия (палаццо Веккьо, 1298—1314) во Флорен­ции.

С готическим зодчеством нераз­рывно связано развитие пластики. Ей принад­лежало первое место в изобразительном искус­стве этого времени. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по раз­меру статуи апостолов, пророков, святых распо­лагались вереницами, как бы встречая посети­телей. Взаимодействие архитектуры со скульптурой и живописью порождало неповторимое свое­образие, которым готика поражает до сих пор.

Расцвет скульптуры начался на рубеже 12— 13 вв. во Франции. Высшие достижения готической скульптуры связаны со строительством Шартрского, Реймского и Амьенского соборов, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений, кото­рые отличаются высоким эстетическим уровнем. Здесь вырабатывались классические приемы скульптурного декора и разрабатывался синтез всех искусств под эгидой архитектуры.

В народной среде был любим образ Мадонны с младенцем на руках. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в.). Скульптура Страсбургского собора соединила черты, свой­ственные французской и немецкой готике: вы­сокий этический строй французской пластики и экспрессивность немецкой.

В мир возвышенных образов готической скульптуры часто включались бытовые мотивы, в которых давала себя знать народная струя ис­кусства: гротескные фигуры монахов, жанро­вые фигуры мясников, аптекарей, косарей, сборщиков винограда, торговцев. Тонкий юмор царит в сценах «Страшного суда», утративших суровый характер. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. Изображаются «Каменные календари» (Амьен­ский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян.

В Германии рано появляются конные изоб­ражения. Бамбергский всадник — воплощение мужества и рыцарской энергии. Немецкая готика сыграла важную роль в раз­витии портретной скульптуры. В статуе марк­графа Эккехарда Наумбургского собора (сер. 13 в.) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным ли­цом. Хрупкость и лиричность отличают его су­пругу Уту.

Важную роль в декоративном оформлении интерьера готического собора иг­рало его светоцветовое решение. Обилие позоло­ты во внутреннем и наружном убранстве собо­ра (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности. Этому способствовали и витражи, заполняв­шие огромные поверхности окон, их компози­ции воспроизводили апокрифические сказания, исторические события, религиозные и литера­турные сюжеты, а также изображения сцен из жизни и труда ремесленных корпораций, кре­стьян, представляя своеобразную энциклопедию средневековой жизни. Лучшие подлин­ные готические витражи находятся в соборах Шартра («Богоматерь с младенцем»), Парижа, Бурже. Великолепна «темно-пурпурная роза» Реймского собора, «огнен­ные колеса» Шартрского.

В середине 13 в. в красочную гамму вводили сложные цвета, которые образовались путем дублирования стекол (Сент-Шапель, 1250). Контуры рисунка по стеклу наносились корич­невой эмалевой краской, формы имели пло­скостной характер.

В готическую эпоху высокого расцвета достигло искус­ство книги. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в куль­туре. Даже в иллюстрации с многофигурными композициями религиозного содержания вклю­чались тонко наблюденные реалистические де­тали: орнаменты из растительных мотивов, изображение птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок, поэтическое очарование которых пере­давал французский миниатюрист Жан Пюссель. Ведущее место в развитии французской миниа­тюры 13—14 вв. принадлежало парижской шко­ле. В Псалтыре св. Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает им декоративность и стройность.

Готическое искусство — важное звено в об­щем развитии культуры; произведения готики, одухотворенные и величавые, обладают непо­вторимым эстетическим обаянием. Готическое искусство породило новое понимание синтеза искусств. Эстетические завоевания готики подготовили переход к искусству эпохи Возрождения.