Античная Философия

Античная Философия

Древнегреческие философы рассматривали многие трудные природные, жизненные и религиозные вопросы по разному: иногда научно, иногда мистически, но всегда с большим воображением. Один из самых влиятельных философов древнего мира Пифагор считал шарлатанством утверждение доктрины перевоплощения, а другой не менее значимый философ древнего мира Сократ выступал на улице с провокационными речами и задавал неразрешимые вопросы. Самый великий философ Древней Греции Аристотель наставлял многих великих полководцев. Это лишь немногочисленные примеры того, как греческие мыслители подвергали сомнению традиционные устои общества и бросали вызов предрассудкам своего времени, порой ставя на карту свою собственную жизнь. Греческая философия как самостоятельный культурный жанр возникла около 600 года до н. э., и эти идеи сохранились до наших дней.

Философия Древней Греции: Перевод статьи Кристина Виолати

Досократский период в древнегреческой философии

Примерно в 600 году до нашей эры греческие полисы Ионии были интеллектуальными и культурными центрами Древней Греции, а также были центральными морскими портами в Средиземноморье. Милет был самым южным и самым богатым из ионийских полюсов. Именно он стал главным центром “Ионийского пробуждения” — так называлась начальная фаза классической греческой цивилизации, во время которой зародилась такая наука как греческая философия.

Первая группа греческих философов-это триада Милетских мыслителей: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Их главным достижением стало появление космологической теории, которая основана исключительно на природных явлениях. Их подход требовал отказа от всех традиционных объяснений, основанных на религиозных авторитетах, догмах, мифах и суевериях. Все они сходились во мнении, что все вещи происходят из одной “первичной субстанции”: Фалес считал, что это вода; Анаксимандр говорил, что это субстанция, отличная от всех других известных субстанций, “бесконечная, вечная и нестареющая”; а Анаксимен утверждал, что это воздух.

Наблюдение за природными явлениями занимало одно из центральных мест в истории Милетской школы философии. Ярким примером является то, что Фалес смог предсказать затмение, которое произошло в 585 году до нашей эры, и, похоже, он смог вычислить расстояние до корабля в море по наблюдениям, сделанным в двух точках. Анаксимандр, основываясь на том, что человеческие младенцы беспомощны при рождении, утверждал, что если бы первый человек каким-то образом появился на земле в младенческом возрасте, он не выжил бы: следовательно, люди эволюционировали от других животных, чье потомство более приспособлено. Наука среди Милезианцев занимала более центральное место, чем в философия. Однако поощрялись различного рода идеи наблюдения у многих последующих мыслителей и это было также хорошим стимулом для рационального подхода ко многим традиционным вопросам, на которые ранее давались ответы через религию и суеверия. Ионийский рациональный взгляд не вызывал ничего, кроме недоумения у некоторых из их могущественных соседей, таких как вавилоняне и египтяне, которые были нациями, основанными на теократических правительствах, где религия играла важную политическую и социальную роль.

Пифагор считается одним из самых великих ионийских мыслителей, но он был вне Милетской школы: он был родом из Самоса, прибрежного Ионийского поселения. Мировозрение Пифагора допускало

существование науки и религии, но такие идеи не приветствовались в Милетской школе. В философии Пифагора есть доля мистицизма, вероятно, влияние орфической традиции. Математика, в смысле демонстративных дедуктивных аргументов, берёт своё начало именно с Пифагора: ему приписывают авторство первой известной математической формулировкой или теоремы, которая гласит, что квадрат самой длинной стороны прямоугольного треугольника равен сумме квадратов двух других сторон. Дедуктивное рассуждение из общих предпосылок, по-видимому, было пифагорейским нововведением.

Пифагор Самоский
Пифагор Самоский

Атомизм берёт своё начало с появлением Левкиппа и Демокрита. Среди древних школ этот подход наиболее близок к современной науке: они считали, что все состоит из атомов, которые неразрушимы и физически неделимы. Они были строгими детерминистами, которые считали, что все происходит в соответствии с естественными законами, а Вселенная, по их словам, не имеет никакой цели и представляет собой не что иное, как смесь бесконечных атомов, постоянно меняющимся в соответствии с различными законами природы. Что интересно в этой школе, так это то, что она пыталась понять Вселенную как можно объективнее и свести к минимуму интеллектуальные отклонения ,культурные и мистические предрассудки.

Возвышение Афин: Софисты и Сократ

ДО ВРЕМЕН СОКРАТА ГЛАВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ФИЛОСОФОВ БЫЛ ФИЗИЧЕСКИЙ МИР И СПОСОБЫ ЕГО ЕСТЕСТВЕННОГО ОБЪЯСНЕНИЯ. ОДНАКО СОКРАТ РАЗРАБОТАЛ НОВЫЙ ПОДХОД, ПОЛНОСТЬЮ СОСРЕДОТОЧИВШИСЬ НА МОРАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОПРОСАХ.

Около 500 г. до н. э. греческие города-государства или полисы были в политической конфронтации друг с другом. У полисов был общий язык и культура, но они очень часто были соперниками и нередко случались военные столкновения между. Примерно в это время Афины совершили социально-политический прорыв, в соответствии с которой все свободные граждане мужского пола имели равные права независимо от их происхождения и состояния. Так зародилась демократия. До эпохи демократии принятие государственных решений находилось в руках немногих, часто аристократических и знатных семей. Демократия позволила всем свободным гражданам принимать важнейшие решения полиса. Они могли участвовать в дискуссиях, проводимых в ходе совещательных собраний и трибуналов, их голоса были слышны повсюду и имели такое же значение, как и любой другой голос. В этом контексте речь была главным оружием: умение эффективно обсуждать разные темы и убеждать других давало конкурентное преимущество. Это было справедливо не только для граждан, активно вовлеченных в политику, но и для любого другого гражданина. Например, во время судебных заседаний обвинитель и обвиняемый должны были явиться в суд лично, а не через адвокатов, и неудача или успех процесса в значительной степени зависели от риторических навыков, и любой гражданин мог подлежать судебному разбирательству. В этот период получает распространение школа софистов.

Софисты были интеллектуалами, которые преподавали курсы по различным дисциплинам, включая риторику, наиболее полезная дисциплина в Афинах. Софисты преподавали не бесплатно и поэтому школы софистов посещали только те, кто мог себе это позволить, обычно это были представители аристократии и богатых семей. Это совпало со временем глубоких политических и социальных перемен в Афинах: демократия изменила старый способ ведения политики и многие аристократы, чьи интересы были затронуты, пытались положить конец демократии; в Афинах в это время наблюдался быстрый денежный рост и культуры, главным образом за счет внешней торговли и со временем традиционные верования и мораль подвергались сомнению. Можно с уверенностью сказать, что софисты стали представителями новую политическую эпоху в Афинской жизни, особенно потому, что они были связаны с новыми образовательными потребностями.

Оказавшись в конфликте между культурным консерватизмом и новыми идеями, Кристин Виолати пришёл к своеобразному выводу: Сократ, одна из ключевых фигур в греческой философии и мудрейший среди греков в свое время, бросает вызов старым порядкам. Об этом упоминается в Дельфийском оракуле. Как и софисты, Сократ любил преподавать, но в отличие от софистов он никогда не требовал платы взамен и жил аскетической жизнью. Он либо недооценивал, либо игнорировал большинство тем, которые были популярны среди его предшественников. До времен Сократа философов больше всего интересовал физический мир и способы его естественного объяснения. Однако Сократ разработал новый подход, полностью сосредоточившись на моральных и психологических вопросах. Его методология стремилась определить ключевые вопросы, такие как: что такое добродетель? что такое патриотизм? что вы подразумеваете под моралью? В результате большинство его дебатов заканчивалось еще большим количеством вопросов, центральный вопрос оставался без ответа, и обнаруживалось невежество спорщиков по многим темам, поскольку он неизменно доказывал, что слова, используемые его соперниками, на самом деле были абстрактными терминами с пустым значением.

Сочетая смиренный дух (он никогда не утверждал, что мудрее кого-либо другого) и строгий агностицизм (он говорил, что ничего не знает) с методом, который бросал вызов общепринятым предположениям и нетерпимости к неясному мышлению, Сократ постепенно нажил себе врагов из различных слоев Афинского общества. Поэтому он был предан суду и приговорен к смертной казни. Однако афиняне не любили приговаривать гражданина к смертной казни, поэтому это был лишь формальный приговор и ему была предложена возможность бежать. Он отказался это сделать и подчинился решению присяжных: смесь, содержащая яд болиголова, отняла у него жизнь, но его имя бессмертно.

Сократ
Сократ

Платон и Аристотель

Платон и Аристотель — два самых важных греческих философа в истории. Их работа была главным направлением интереса для студентов-философов и специалистов. Отчасти это объясняется тем, что, в отличие от большинства их предшественников, то, что они написали, сохранилось в доступной форме, а отчасти тем, что христианская мысль, которая была доминирующей мыслью в западном мире в Средние века и раннее Новое время, взяла многие идеи у Платона и Аристотеля.

Платон был учеником Сократа и после смерти своего учителя он покинул Афины, испытывая неприязнь к этому городу. Долгие годы он путешествовал, после чего всё-таки вернулся в Афины и открыл свою знаменитую Академию. Он является самым известным греческим философом; его работы одни из самых влиятельных в западной философии. Британский математик Альфред Норт Уайтхед говорил: “самая безопасная общая характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она состоит из ряда сносок к Платону.”

У Платона было много философских направлений, включая этику и политику, но больше всего он прославился благодаря своим метафизическим и эпистемологическим идеями. Одним из наиболее влиятельных его произведений является теория идей: для Платона такие понятия, как добродетель, справедливость, красота, доброта и т., было бы невозможно, если бы мы не обладали каким-то непосредственным знанием этих вещей в более раннем существовании. Мы рождаемся в этом мире с несовершенной памятью об этих формах. В этом идеальном мире идей человек может переживать реальные формы, которые совершенны и универсальны. Наш мир-несовершенная пародия на Платоновский безупречный и Высший Мир идей. Знание этих форм возможно только путем долгого и напряженного изучения философами, но их окончательное просветление позволит им, и только им, управлять обществом.

Платон
Платон

Аристотель был учеником Платона почти 20 лет, а позже был наставником Александра Македонского. Аристотеля интересовал широкий круг вопросов: этика, метафизика, физика, биология, математика, метеорология, астрономия, психология, политика и риторика. Аристотель был первым мыслителем, который систематически развивал изучение логики. Некоторые из компонентов аристотелевской логики существовали задолго до Аристотеля, такие как идеи Сократа о точном определении, аргументативные методы, найденные у Зенона Элея, Парменида и Платона, и многие другие идеи возникли раньше его. Логическая система Аристотеля состоит из пяти трактатов, известных как Органон. Но не смотря на, что Органон включал в себя идеи, которые были раньше, это было действительно новаторским трудом, почитаемой на протяжении веков и рассматриваемой как окончательная победа логики и науки. Вклад Аристотеля в логику и науку один из самых значительных в мировой истории и поэтому его величие не подвергается сомнению вплоть до современной эпохи: Кристиан Виолати вспоминает Галилея, который после тщательного наблюдения в эпоху Возрождения пришел к выводу, что большая часть аристотелевской физики и астрономии не соответствовала эмпирическим данным, и все же идеи Галилея были полностью отвергнуты его современными учеными, которые придерживались идей Аристотеля. Даже в самые смутные времена Средневековья копия Органона или хотя бы его фрагменты были во всех престижных библиотеках Европы.

Аристотель
Аристотель

Эллинистическая Философия

В эпоху эллинизма процветали четыре философские школы: циники, скептики, эпикурейцы и стоики. В это время политическая власть находилась в руках македонцев. Поэтому греческие философы отказались от политики и сосредоточились на проблемах личности. В это время философы не думали об идеальном обществе, а всё что их интересовало, это как быть счастливыми или добродетельными.

Киники отвергали все виды условностей: брак, манеры, религию, жилье и даже приличия. Философская школа скептиков систематизировала старые сомнения: чувства причиняли беспокойство большинству философов, за исключением некоторых редких исключений, таких как Платон, который просто отрицал познавательную ценность восприятия в пользу своего мира идей. Помимо скептицизма чувств, скептики добавили моральный и логический скептицизм.

Диоген один из самых известных древнегреческих философов. Является основателем школы киников.
Диоген один из самых известных древнегреческих философов. Является основателем школы киников.

Эпикурейство утверждало, что жизнь — это стремление к удовольствиям этого мира. Они верили только в материальный мир, и эта вера привлекала к себе оппозицию стоиков.

Эпикур
Эпикур

Стоики говорили, что всё происходящее происходит благодаря божественному промыслу, поэтому, какое бы несчастье ни случилось, стоик примет его без жалоб. Стоики отвергли взгляды Аристотеля на отношение телесных и материальных благ к человеческому счастью. Достижение счастья, говорили стоики, не важно, но на самом деле важно стремиться к счастью, поскольку результат нашей попытки не полностью находится под нашим собственным контролем.

Зенон Китийский основатель философской школы стоицизма
Зенон Китийский основатель философской школы стоицизма

Наследие Древнегреческой философии

После смерти Александра Македонского, начал укрепляться Рим , а Греция начала приходить постепенно в упадок. Западное Средиземноморье осталось нетронутым Александром Македонским. После первой и второй Пунических войн (264-241 и 218-201 гг. до н. э.) Рим нейтрализовал Карфаген и контролировал Сиракузы (два ведущих города-государства западного Средиземноморья), а во втором веке до н. э. продолжил свою экспансию, завоевав македонские монархии, за которыми последовали Испания, Франция и Великобритания. Парадоксально, но, несмотря на свою экспансию и военное превосходство, влияние Рима в культурной жизни Греции было незначительным. Напротив, влияние Греции на римскую культуру было глубоким и продолжительным. Римские боги отождествлялись с Олимпийскими божествами, эллинское искусство, литература, архитектура, философия и даже язык пленили самых образованных римлян. Рим превосходил Грецию в строительстве дорог,в Риме общество было более сплочённым, а военная тактика Рима превосходила греческую. Однако Римская наука, искусство и философия находились под сильным влиянием греческой традиции.

Поэтому неудивительно, что один из наиболее важных римских философов Плотин (204-270 гг. н. э.) является основателем неоплатонизма. Плотин жил во время политической катастрофы в Риме. Германские племена с севера и персы с востока терроризировали границы, а римская армия была больше озабочена внутриполитической борьбой, чем защитой границ из-за этого армия была не в состоянии оборонять границы. Ещё одной бедой для Римской империи в это время стала эпидемия, сильно сократив население. Чуть позже римская финансовая система потерпела крах. Во времена Плотина мир проявлял мало признаков надежды, что могло бы объяснить, почему идеальный и вечный мир платоновских идей был привлекательным убежищем. Это смещение внимания с реального мира на другой мир было также принято язычниками и христианами, чьи философии вращались вокруг идеи вечной и небесной загробной жизни. Сходство между платонической и христианской мыслью настолько сильно, что христианские богословы использовали многие идеи плотина для построения своей философии.

Плотин был античным философом-идеалистом, основателем неоплатонизма. Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе. Определил Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путём эманации. Пытался синтезировать античный политеизм с идеями Единого. Признавал доктрину метемпсихоза, на которой основывал нравственное учение жизни. Разработал сотериологию неоплатонизма.
Плотин был античным философом-идеалистом, основателем неоплатонизма. Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе. Определил Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путём эманации. Пытался синтезировать античный политеизм с идеями Единого. Признавал доктрину метемпсихоза, на которой основывал нравственное учение жизни. Разработал сотериологию неоплатонизма.

Платонизм играл центральную роль в формировании христианского богословия. Христианская религия развивалась во времена Рима и объединила платонизм, некоторые философские верования от стоиков и орфизма, эзотерические аспекты, прослеживаемые до культов Ближнего Востока, и мораль и историю, приобретенные от иудаизма. Даже Святой Августин называет идеи Платона «самыми чистыми и светлыми во всей философии». Христианство претерпело много изменений за свою долгую историю, и важно отметить, что в Средние века его философия вращалась в основном вокруг идей, полученных непосредственно от греков.

На протяжении тысячелетий голоса греческих философов формировали наши умы, наши институты, наших лидеров и нашу цивилизацию в целом. Эти греческие мыслители бесспорно доказали, что к одной и той же проблеме можно подходить по-разному, что здравый смысл не так распространен, как нам хотелось бы верить, что рассмотрение незнакомых возможностей может расширить наше мышление и что воображение и идеи могут быть бессмертными.